Маршрутки ходят без четкого расписания, в час-пик забиты под завязку, люди не могут уехать на работу утром, после 22-23 часов добраться домой. Почему в Запорожье такая острая проблема с общественным транспортом? Разобраться в ситуации решил депутат Запорожского областного совета Владимир Величко.

Недавно на своей странице в Фейсбук он провел опрос: нужно ли убрать с дорог города маршрутки «спринтеры» и заменить их более комфортными и вместительными автобусами. Из тысячи запорожцев за ликвидацию кошмарного вида транспорта проголосовало 94%.

 ЦЕНА ЖИЗНИ

Путешествие в этом убитом транспорте, мало пригодном для комфортных и безопасных поездок, превращается в опасную лотерею.

В 2017 году по официальным данным в Запорожской области произошло158 аварий с участием маршрутных такси. То есть, каждые три дня маршрутки попадали в аварию. В августе прошлого года Патрульная полиция Запорожской области заявила, что за 7 месяцев 2018 года произошло уже 177 аварий с участием пассажирского транспорта. То есть, практически каждый день фиксировалась авария с маршрутками! В 45 ДТП погибло 5 человек, кроме того, 72 человека получили травмы. Всего в полиции зафиксировали 657 нарушений законодательства водителями маршруток за первое полугодие прошлого года. Интересно, что в конце января этого года на совещании по борьбе с нелегальными перевозчиками, которое проходило в Запорожской ОГА, были озвучены другие цифры. По информации местного управления Укртрансбезпастности, за 2018 год в Запорожской области произошло 86 ДТП с участием автобусов, в том числе 25 ДТП по вине водителей. В этих авариях погибли 14 человек, 155 людей получили травмы.

НА ЧЕМ ЕЗДИМ?

Запорожье в этом смысле уникальный областной центр. Подавляющее число подвижного неэлектрического пассажирского состава – это несертифицированные автомобили маршрутных такси марки Mercedes модели Sprinter – бэушный грузовой транспорт, переделанный умельцами под перевозку людей. Заводом производителем изначально не предусмотрены ни сидячие, ни тем более стоячие места в таких автомобилях. Согласно правилам дорожного движения, в кузове грузового автомобиля перевозка пассажиров запрещена. Как исключение, допускается перевозка только лиц, старше 16-ти лет. И это при условии, что кузов оборудован специальными местами для сидения. Водитель грузового автомобиля при наличии водительского стажа не менее 3 лет имеет право перевозить  на специально оборудованных сиденьях не более 8 таких пассажиров! А теперь скажите, сколько людей под крики «Потеснитесь! Пройдите по салону!» утрамбовывают наши водители в эти чудо-хендмейд авто, – отмечает Владимир Величко.

Пункт 21.7 ПДД запрещает водителям грузовых автомобилей перевозить больше пассажиров, чем количество специально оборудованных мест для сидения. Пункт 21.2 ПДД говорит о том, что водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить. По словам правоохранителей, в каждом маршрутном такси в обязательном порядке должна быть табличка с указанием допустимого количества сидячих и стоячих мест. Отсутствие такой таблички уже является нарушением.

«Количество пассажирских мест прописано в технической характеристике транспортного средства – общее количество мест и мест для сидения; эта информация внесена в Национальную автоматизированную информационную систему, и в графе «особые отметки» в регистрационных документах ТС указано количество мест всего и мест для сидения. За нарушение этих норм ст.212-1 ч.1 КУпАП. После фиксации правонарушения, полиция привлекает водителя к админответственности на кольце маршрута», комментируют в Управлении патрульной полиции.

Вы вообще видели когда-нибудь, чтобы набитые маршрутки останавливала полиция и привлекала водителей к ответственности?

О комфорте салонов этих «будок на колесах», как их называют в народе, можно говорить много. Кстати, до сих пор никто не отменил приказ Министерства транспорта и связи Украины от 12.04.2007 №285 о порядке определения класса комфортности автобусов, – говорит Владимир Величко. Согласно нему расстояние между передней стороной спинки сидения и задней стороной спинки сиденья, размещенного спереди в первом классе автобусов должно быть не меньше 68 сантиметров, во втором – 72 см, третьем – 77 и в четвертом – 83 сантиметра.

В запорожских спринтерах умельцы приварили конструкции для сидения таким образом, что комфортно сидеть может или ребенок до 7 лет, или какой-то очень обтекаемый «ждун» без конечностей.

Вот это все довольно опасное для жизни людей автохозяйство десятилетиями мчится по нашим дорогам, не оставляя никаких шансов на цивилизованное перемещение из одного пункта в другой. Ни с сумками, ни с чемоданами, ни с пустыми руками. Впрочем, после 22-00 из центра города в спальные районы уехать общественным транспортом нереально.

ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ…

Сложившаяся ситуация с пассажироперевозками – это результат сговора и коррупции, убеждены в Кабмине. В прошлом феврале правительство приняло постановление о либерализации рынка автобусных перевозок в Украине. Этот документ, по мнению министра транспорта Владимира Омеляна, приведет к тому, что такое явление как “маршрутка” отойдет в прошлое. Хотя, стратегия министерства направлена на эволюционный путь, который никогда у нас не приводил к каким-то значимым результатам.

“Жизнь заставит их это сделать”, – говорит Омелян в ответ на вопрос о сопротивлении чиновников этому процессу. А Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков прямым текстом угрожает, что такая либерализация может привести к хаосу.

Почему чиновники так единодушны с частными перевозчиками и не стремятся убрать весь этот автохлам с дорог городов? Владимир Величко поясняет ситуацию. – Дело в том, что это многомиллиардный бизнес с неконтролируемым потоком денег, которые не попадают в городской бюджет, а идут в карманы тех же чиновников. Кто же упустит такую «курицу» с такими, простите, яйцами? Логистика пассажироперевозок позволяет довольно точно рассчитать экономику и проект модернизации этой отрасли. Деньги, которые народ платит за проезд, должны попадать в городской бюджет, а не в карманы единоналожников и дальше, по цепочке. Круговорот гигантской наличной массы нужно прекращать. Вводить систему продажи билетов и проездных с пакетом льгот для определенных категорий, диверсифицировать по количеству поездок, длине маршрута, срокам действия проездного. И продавать эти услуги цивилизованно. Тогда мы получим контроль над денежным потоком и уберем чиновничий «интерес».

Под давлением правительства местные чиновники несуетливо начали формировать коммунальный транспорт большими автобусами. И тут опять у нас «картина маслом». В прошлом году в Запорожье вышли на некоторые маршруты белорусские МАЗы, сменившие ранее закупленные бэушныые МАNы. Красивые большегрузы. В этом году на покупку новой партии МАЗов будет выделено из бюджета Запорожья порядка 260-ти миллионов гривен. Прекрасно. Но! Почему мы кормим белорусский народ? Почему загружаем заказами белорусские заводы? – задается вопросом Владимир Величко. Сегодня модно быть патриотом, но, к сожалению, только на словах. А на деле – систематично убивать собственную экономику и доводить свой народ до обнищания. Городские пассажирские автобусы выпускает  запорожский ЗАЗ. Но, по словам его генерального директора, он «в кровь» сбил колени, обивая пороги запорожской мэрии с предложением брать в лизинг зазовские автобусы. Остальные подробности беседы опущу, но причины такого поведения наших чиновников очевидны. Аргументы о ненадлежащем качестве автобусов, выпускаемых ЗАЗом неуместны. В 2017 году Польша закупила ZAZ 10 C –  это модификация низкопольного автобуса, которая  предназначена для обслуживания городских маршрутов. Партия автобусов, поставляемых в Польшу, оснащена турбодизельными двигателями DEUTZ и CUMMINS, автобусы также оборудованы кондиционером, рампой для коляски людей с ограниченными возможностями, автономным отопителем салона. Автобус рассчитан на перевозку 61 пассажира. Поляки довольны. А мы платим белорусам. В результате завод без гарантированных заказов, люди без работы, специалисты массово выезжают в Польшу на заработки.

Кстати, то же самое происходит и в других городах, включая столицу. Киев, например, закупил десятки белорусских МАЗов, сотню польских трамваев. А наши заводы стремительно закрываются. Владимир Величко считает такие действия преступлением. Бюджеты городов должны направляться в украинскую экономику. Пока казна, которую мы наполняем своими налогами, тратится на покупку французских вертолетов, белорусских, польских автобусов и трамваев, боингов и самолетных двигателей, произведенных нашими конкурентами, китайских штык-ножей, зарубежной агротехники и всей группы товаров народного потребления, – мы будем влачить жалкое существование и приближаться к венесуэльскому варианту. Нужно менять законодательство и запретить направлять бюджетные деньги на развитие экономик других государств.