Житель Запорожья назвал причину невозможности окончания строительства мостов

Бесконечная история. Почему не могут достроить мосты через Днепр – нет денег или их прокляли древние Боги?

История строительства мостов через Днепр имеет начало, но не имеет конца. Работы начались 30 августа 2004 года, в этот день, 14 лет назад, экс-голова Запорожья Евгений Корташов поздравил подрядчиков с первым рабочим днём. «До завершения строительства автомагистрали осталось 1825 дней» (5 лет) так прокомментировала событие пресс-служба ОГА. Что же пошло не так? И почему в скором времени на город может обрушиться техногенная катастрофа?

Проблемы начались ещё до начала строительства. Общественность разделилась на два лагеря. Первые утверждали, что остров является национальным парком и памятником истории. Ведь, Хортица это уникальный остров, который не только стал домом для многочисленных животных и редких видов растений, он также является хранилищем важных исторических памятников. Таких как Скифские курганы и каменные идолы, некоторым из которых более пяти тысяч лет. Среди горожан есть люди, которые считают, что на острове ничего нельзя строить, так как это место представляло для древних народов особое мистическое значение. На этой территории древние воины почитали своих предков и Богов. Любой, кто нарушит их покой, будет проклят!

Горожане из второго лагеря обеими руками выступили за строительство переправы. Ведь, ещё в 90-х годах стало ясно, что плотины и моста Преображенского не достаточно для того, чтобы справиться с потоком транспорта, который со временем будет только увеличиваться. И это не говоря о том, что мост Преображенского был построен ещё в 50-е годы, поэтому не отвечает современным требованиям и нуждается в капитальном ремонте.

Вскоре после торжественного открытия «стройки века» выяснилось, что обещанная пятилетка скорее всего двадцатипятилетка. Именно в такой срок было возможно реализовать проект стоимостью 1млрд.950 млн. гривен при бюджете 80 млн. в год. Дело не закончилось одной только ложью, и вскоре после начала строительства, объект был «заморожен». Возведение переправы через Днепр с самого начала было разукрашено ложью чиновников, что не помешало представителям власти разбрасывать обещания ещё 14 лет. Если Хортица является хранилищем культуры и истории, то мосты стали хранилищем обещаний, которые давали на протяжении всех этих лет президенты, министры и мэры. В хранилище есть обещание и от нынешнего президента – Петра Порошенко, а также от кандидата на следующие президентские выборы – Юлии Тимошенко. В 2005 году Порошенко, который занимал тогда должность секретаря СНБО Украины, пообещал «разморозить» стройку, но не сдержал слова. А вот Юлия Владимировна своё слово в тот период сдержала, она пообещала «заморозить» стройку и сделала это.

Если смыть с мостов популизм, который за годы облепил переправы толстым слоем красивых слов, то можно разглядеть реальные проблемы, возникшие при строительстве. Например, увеличение стоимости проекта. В 2010 году правительство утвердило новую смету. Её стоимость составила 5 млрд. 311 млн. гривен, а таких денег в бюджете не нашлось. Политики один за другим, из года в год, красноречиво объявляли прессе о выделении очередных 500-та миллионов гривен для продолжения и ускорения строительства. А в 2013 году губернатор Запорожской области Александр Пеклушенко даже оседлал асфальтоукладчик, чтобы лично принять участие в работах. Сдачу мостов перенесли сначала на 2012, потом на 2014 и на 2016 год. Сегодня мы можем видеть недостроенную мостовую переправу стоимостью в несколько миллиардов гривен. Бетон, подверженный природным осадкам, начал местами осыпаться, а металлические элементы покрываться ржавчиной. Иногда на левом берегу можно наблюдать вялотекущие работы, а на правом подростков, которые гуляют по заброшенной переправе и насыщаются духом урбанизма.

По примерным прогнозам для того, чтобы приблизить конец этой растянувшейся истории, необходимо ещё 8 млрд. гривен. Пока «долгострой» продолжает ждать финансового стимулирования, мост Преображенского разваливается, а переправу через плотину ДнепроГЭС в 2019 году планируют закрыть на капитальный ремонт. Теперь, когда техногенная катастрофа буквально дышит в затылок всем жителям города, можно вспомнить слова, которые сказал перед началом строительства вице-премьер Украины – Дмитрий Табачник. Он сказал: «ни один заповедник не может быть важнее, чем удобство жизни для людей». Ну и как тут не вспомнить про проклятие древних Богов?

Богдан Коваль