Украина проходит сложный этап реформирования государства, происходят острые дискуссии вокруг земельной, пенсионной, медицинской реформ и т.д.

На их фоне блекнут некоторые изменения, которые мало волнуют большинство граждан, хотя и представляют из себя колоссальный пласт хронических бед постсоветских государств и касаются будущего нашей страны.

Решение одной из таких проблем может послужить ярким маркером для  разделения государств, замерших в развитии, и современных развитых стран.  Речь идет о реформировании системы воспитания, содержания и обучения детей, лишенных родительской опеки. Воспитание сирот, детей с особыми потребностями, лишенных семьи – тема не для мейнстрима, ведь с одной стороны – это трагедии каждой отдельной семьи, с другой – она не так живо волнует, как строительство дорог, декларации  чиновников и прочее.

А вместе с тем, на данном этапе учреждения данного типа являются одними из самых закрытых для глаз общественности и приносят достаточно спорные результаты своей деятельности. Чего скрывать, даже Президент Украины Петр Порошенко признает, что в данной сфере царит мрак. Еще в 2015 году Президент заявил, что данная система является советским пережитком, и в Европе такого нет.

Замкнутый круг для сирот или почему интернаты не пустеют

Вначале августа 2017 была принята Национальная стратегия реформирования системы институционального ухода и воспитания детей на 2017-2026 годы и план мероприятий по реализации ее I этапа. Она предусматривает несколько важных направлений, в частности приоритетом для государства является воспитание детей в семьях, поощрение передачи детей лишенных родительской опеки и сирот в учреждения семейного типа и создание системы инклюзивного обучения для детей с особыми потребностями.

Для того чтобы понять, почему нужно отказываться от детских домов и почему это «перемога», как для самих детей, так и для государства, мы пообщались с представителями благотворительных организаций, которые на протяжении длительного времени сталкиваются с проблемами детей и работой старой системы.

Медиа-эксперт Ассоциации приемных семей Николай Колодяжный:

– В странах Европы, Соединенных Штатах и даже странах постсоветского лагеря давно отходят от системы содержания детей в интернатах. Собственно говоря, почему? Во-первых, потому что содержание и воспитание детей в интернатах негативно сказывается на их развитии, личностных качествах, психике, жизненных навыках, а во-вторых, это более затратно для бюджета.

– В чем это выражается?

– Средняя цифра на содержания ребенка в интернате –  это 15 тысяч гривен в месяц. Плюс-минус, в зависимости от статуса заведения, потребностей ребенка, эта сумма может варьироваться, но обобщенно это такая цифра. И из них только незначительная часть идет непосредственно на содержание ребенка. Остальное уходит на содержание институции – персонала, коммунальные услуги, ремонты и так далее. Это огромная махина, которую нужно обеспечивать.

При этом в приемной семье на содержание ребенка, опять же в среднем, выделяется порядка 3-х тысяч гривен. Получается колоссальная разница.

Плюс деинституционализация данных учреждений – это одно из требований Европейского Союза к странам, которые уже находятся в нем и для государств, которые хотят в него вступить.

Руководитель направления семейного устройства детей БФ «Счастливый ребенок» Юлия Дойкова:

–  Огромнейшие машины-интернаты, где работает персонала больше, чем находиться детей являются местами не свободы, они травмируют детей и съедают огромное количество бюджетных денег и при этом, являются неэффективными в воспитании детей.

Выпускники интернатов, с которыми я часто общаюсь, не приспособленные к жизни “потерянные” дети, которые часто поступаю со своими детьми в будущем также как поступили с ними. Но ужас состоит в том, что около 80 % детей – имеют биологических родителей и семьи.  Отсюда наибольшая необходимость в реформировании существующей системы.

Нужно переводить фокус внимание государства,  общества с поддержки интернатов на поддержку кризисных и приемных семей качественными социальными и медицинскими услугами.

Наши эксперты сходятся во мнении, что существующие институты для детей лишенных родителей не могут эффективно решить главный вопрос – полноценно воспитать ребенка. То есть, из государственного бюджета выделаются не скромные миллиардные суммы на содержание доставшихся в «наследство» от Советского Союза детские учреждения, а как результат дети воспитанников таких заведений частенько сами пополняют места в интернатах. В итоге выходит замкнутый круг.

Помимо этого, движение в направлении сохранения ребенка в семье и передача детей на воспитание в хоть не родные, но все же семьи – более благоприятно сказывается на развитии и будущем ребенка. При этом выходит значительная экономия средств.

Ложка дегтя или почему реформы не любят чиновники

Как и в любой реформе, у деинституционализации есть свои подводные камни. Наши собеседники считают, что реформирование будет проходить с определенными сложностями, в частности речь идет о том, что процесс внедрения стратегии потребует целый ряд изменений в законодательстве и сопротивление со стороны чиновников на различных уровнях.

Руководитель направления семейного устройства детей БФ «Счастливый ребенок» Юлия Дойкова:

– В плане реализации стратегии, стоят очень хорошие задачи. Да и написана стратегия здорово. Видно, что над ней работали небезразличные и  осведомлённые люди. Но в индикаторах исполнения задач стоит принятие большого числа законов и изменений в существующие законы. Но я их не видела. И представляю, сколько времени потребуется для этого! Это должно стартовать в 2019 году.

Медиа-эксперт Ассоциации приемных семей Николай Колодяжный:

– Не думаю, что изменения пройдут быстро. По моему мнению, более-менее заметные шаги начнутся лишь года через три. Во-первых, необходимо принять множество изменений в законодательстве, а во-вторых сокращение интернатов и других институций будет иметь сопротивление внутри системы.

Содержание интернатов – это огромные средства, в распределении которых участвуют чиновники. Они не заинтересованы в потере возможности освоения их, начиная от профильного министерства и заканчивая должностными лицами на местах. Также большая проблема – это куда девать сотрудников интернатов, очень часто случается, что  интернат – это основное место работы для жителей близ лежащих поселков. Это будет проходить очень не просто.

Не бывает чужих детей

Тема заботы о детях лишивших возможности воспитания в семьях сложная и многогранная. Долгие годы наше государство старалось не вникать и ничего менять в этой системе. Ведь она однозначно будет саботироваться частью госаппарата, и в целом общество не вовлечено в ее решение.

Тем не менее, в данном случае начали декларироваться серьезные шаги по решению хронических проблем общества. Несмотря на все сложности и опасения люди, занятые в этом процессе, полагают на нее большие надежды

Руководитель направления семейного устройства детей БФ «Счастливый ребенок» Юлия Дойкова:

– Это дает надежду на то, что для Украины защита прав детей и развитие семейных ценностей, помощь кризисным семьям  может стать приоритетом. А это значит, здоровая и  нация, и счастливое будущее нашей страны.

Я постоянно езжу по интернатам Запорожской области и общаюсь с детьми со статусом сироты или лишенных родительской опеки. В этом году мы сделали новые видео-анкеты для около 60  детей, которые недавно получили статус…и это только Запорожская область! К сожалению, сиротство в нашей стране не уменьшается. Общаясь с этими прекрасными, умными и часто талантливыми детками, смотря в их глаза и слушая их истории прошлой жизни в биологических семьях, а также рассказы об их желаниях и взглядах на жизнь, в моей голове всегда только один вопрос: “Как родители могли с ними так поступить, зачем они сделали это и со СВОЕЙ жизнью”? (в основном, это касается детей НЕ сирот, а лишенных родительской опеки). Прихожу к одному ответу: бедность населения, низкий уровень осознанности, образованности и культуры, а также отсутствие государственной политики в этой сфере. Очень мало квалифицированных специалистов и соц. услуг на места. Как я вижу, большая часть таких детей появляется именно в области-городках и селах, где, как раз все эти  причины усиливаются.

Андрей ВАСЕЦКИЙ