Запрет дизельных автомобилей… Для Украины вопрос недалекого будущего, для Германии – настоящее

Переживать и даже задумываться об этом украинским водителям пока не стоит. В то же время в Германии это самая обсуждаемая тема. Там настолько сгустились тучи, что немецкие автомобилисты подумывают избавиться от поддержанных авто с дизельными двигателями. Газеты выходят с ошеломляющими заголовками «Продавайте свой дизель, пока это еще возможно». Изучив ситуацию, понимаешь: Украина и Германия живут в разных мирах. Сейчас мы проходим европейские уроки 20-ти-летней давности. Но надо учесть стремительность многих процессов в нашей стране. Так, в реформе децентрализации за три года Украина достигла таких же результатов, как Дания и Польша за 10 лет и более. И мы набираем обороты. Поэтому можно предположить, что «проблема запрета дизеля» – не столь далекое будущее для Украины. Увидеть перспективы нам помог Сергей Данько, коренной житель Запорожья уже 13-ть лет живет в Германии, работает в химической промышленности и безупречно освоил европейскую логистику перевозок.

«Дизель – самая большая проблема, которую сейчас переживают немцы. Обсуждалась возможность полного запрета дизельных двигателей из-за того, что они выбрасывают большое количество мелкой пыли. Например, в центр Штутгарта уже невозможно въехать на дизельном грузовике, даже небольших размеров. Кроме самых современных. Вскоре этот запрет может коснуться всех частных легковых авто. Это очень беспокоит людей. Идет тенденция к тому, что в мегаполисах дизельные грузовики будут точно запрещены», – делится настроениями немцев Сергей Данько.

Чье имя пишется с маленькой буквы?

Это часто задаваемый вопрос в кроссвордах. А знаете ответ? Дизель. Немец Рудольф Дизель своим изобретением дал новое дыхание двигателям внутреннего сгорания. Поэтому Германию по праву называют родиной дизельного двигателя. Долговое время его называли самым экологически чистым. Считалось, дизельные моторы сжигают меньше горючего, соответственно, выбрасывают в атмосферу меньше углекислого газа. В связи с этим лидеры Европейского Союза ввели льготный налоговый режим для водителей авто с дизельным двигателем. Правительство Германии тоже субсидировало «дизельщиков».

«Рабочая сила в Германии очень мобильна. Люди много ездит. Нормальным считается ежедневно ездить на работу за 40-50 км. Я, к примеру, езжу в Мюнхен. Это в 60 км от Аузбурга. Поэтому при большом пробеге экономически выгоднее дизель. Сравните: стоимость дизельного топлива  1 евро 6, бензина 1 евро 20. Сейчас в Германии приблизительно половина легковых авто с дизельными двигателями».

дизель

Дизельные авто в салоне BMW

дизель

Дизельные авто в салоне BMW

Немецкий автопром действительно делал ставку на дизель. Так, к примеру, более 60% выпускаемых легковых машин BMW – дизельные. Не отставали и другие автоконцерны. И неожиданно загорелся «красный свет». Если раньше владельцам дизелей давали преференции, то сейчас громко заявляют о вреде таких агрегатов. Доказано, что дизель выделяет канцерогенные взвешенные частицы и ядовитый диоксид азота, что особенно опасно для человека. Оседая в легких, они вызывают астму, инфаркт, инсульт, рак.

“Штутгарт первым ввел запрет на въезд автомобилей с дизельными двигателями. Это «экологическое» решение. Поскольку в городе, который расположен в долине, отмечается скопление смога с большим содержанием опасных частиц. Решение вступает в силу с 2018 года, но в старую часть города уже не пускают. Тысячи людей возмущены. Ведь запрет коснется всех, даже тех, кто не за рулем. К примеру, в центр города надо доставить продукты. Теперь ты уже не сможешь приехать на грузовике. Я знаю, в Штутгарте все, кто занимаются логистикой, пересаживаются на велосипеды. Это специальный велосипед, со специальным прицепом. Туда входит одна полета до 300 килограмм. Это все стоит денег. И за все это платит потребитель…»”, – рассказывает Сергей Данько.

Лихорадка не только в сердце автомобильной столицы

Штутгарт называют неофициальной автостолицей Германии. Там работают штаб-квартиры Porsche (производитель авто премиум-класса) и Daimler (именно эта компания называет себя изобретателем машин). Поэтому запрет автомобилей с дизельными двигателями в этом городе выглядит как вызов. За Штутгартом заговорил Мюнхен – родина марки BMW. Мэр столицы Баварии заявил, что запрет в ближайшее время может стать реальностью. Неприкасаемыми останутся суперсовременные автомобили, выхлопы которых классифицируются эконормами Евро-6.

«Сейчас автомобилей с дизельными моторами «Евро-6» в Германии не больше 10%. Самые распространенные Евро-4 и Евро-5.  С классами Евро 2 и Евро 3 ты уже не имеешь права въезжать в центры городов. За это придется платить деньги», – объясняет Сергей Данько.

дизель

Каждый автомобиль в Германии имеет экологическую классификацию

Задумываются последовать примеру Штутгарта и десятки крупных городов Германии. А мэры Парижа, Мадрида и Мехико решили до 2025 года запретить въезд в свои многомиллионные столицы любым автомобилям с дизельными двигателями – и легковым, и грузовым. Волна недовольства дизелями началась внезапно. Выяснилось, и компания Volkswagen признала, что занизила реальные показатели выброса вредных веществ.

Экология против бизнеса

Именно такое впечатление складывается и не только в ситуации с дизелями.  Германия лидер по производству автомобилей в Европе. И автопромышленность – одна из ведущих в ее экономике. Нашумевший запрет дизелей в Штутгарте  – что это? Высокая экологическая сознательность или пиар-ход. Правительство федеральной земли Баден-Вюртемберг, куда входит Штутгарт, возглавляют «зеленые». Впереди парламентские выборы. Поэтому можно предположить, что дизельные скандалы – элемент предвыборных баталий. Хотя ударить по главному бюджетонаполнителю государства – необдуманный шаг для любой партии. Для таких решительных действий надо иметь запасной план «Б». Судя по всему, его ни у кого нет. В Германии только обсуждают национальный план по сокращению загрязнения от дизельных двигателей. Планируют даже создать новую организацию для тестирования автомобилей. Обещают, что данные о выбросах и расхода топлива станут общедоступными. Автопроизводители в свою очередь считают, что запрет – карательная мера, а нужна стимулирующая. В борьбе за экологию лучше бы сработали дополнительные преференции по продаже электромобилей.

дизель

Электромобиль на улицах Германии

Экология против бизнеса. Такая борьба идет и в Украине. В нашем родном Запорожье горожане за чистоту воздуха, воды и земли. Металлургические промгиганты обещают модернизацию, просят очередную отсрочку и дымят-дымят-дымят. Что же нам поможет?

В Германии (и Европе в целом) принцип «загрязнитель платит» работает, как часы.

«Кто загрязняет окружающую среду, тот платит.  Иметь машину евро 2 и евро 3 – дешевле. Но придется платить больше налог. Хотя в итоге охрана окружающей среды превращается в конкурентное преимущество, – признает Сергей Данько.

Германия действительно научилась зарабатывать на экологии. Показательный пример – разделение мусора. Это такой большой бизнес, в котором крутятся такие большие деньги, что даже представить сложно. Высокая конкуренция, большой рынок. И государство имеет серьезный доход в форме налогов. Загрязнять окружающую среду дорого, и это заставляет всех, а особенно предприятия, связанные с промышленностью, повышать степень переработки сырья или своих же отходов.

«Я работаю на рынке газов. Вожу углекислый газ, водород. Когда концерн BASF производит свои продукты, выделяется огромное количество газов. И благодаря экологическим законам, им становится выгодно ставить специальное оборудование по переработке. Так, BASF производит удобрения, а мы покупаем углекислый газ, который при этом выделяется. Для них это мусор, отходы производства. Но газ настолько очищен, что его используют в пищевой промышленности. Им газируют минеральную воду, – рассказывает Сергей Данько.

За всем должна стоять экономика, в том числе и за экологией, – считает Сергей Данько. В Украине нужно не только вводить ограничения и запреты, нужно инвестировать в переоборудование. Иначе экологические законы сделают только дорогой продукцию. Германия шла к этому постепенно. Сначала все возмущались, потом всем пришлось вкладывать деньги, теперь – получают дивиденты.

«Еще один пример. Мусор, который разделяют в Германии. Часть сжигают. Но не на свалке, а на заводах, которые производят цемент. Мусор прессуют, доводят до нужной кондиции, везут на заводы и используют в печах. И этим заводам, которые производят цемент, экономически выгодно поставить фильтр очистки производственных выбросов, ликвидировать продукты горения. Только на таких условиях они получают топливо практически бесплатно.

Германия инвестирует большие деньги, чтобы изменить сознание людей

Экологические проблемы требует незамедлительных шагов от человечества. Глобальные необратимые процессы изменения климата тому подтверждение. Германия это понимает и воспитывает в своих гражданах сознательность. Там уверены, без понимания законы не работают. Поэтому, начиная с первых классов и до окончания профессионального образования, людям говорят об охране окружающей среды. Эта информация подается не в качестве отдельного предмета, который нужно выучить и сдать. А повсеместно. Это целая образовательная программа, которая меняет сознание людей.

Будущее дизеля

В начале августа в Берлине прошел Национальный форум по дизелю, где решали дальнейшую судьбу технологии, которую многие считают уже обреченной. «Дизель не спасти», – об этом заявил профессор Ferdinand Dudenhöffer в интервью DW. Так ли это за круглым столом обсуждали министры транспорта и экологии Германии, главы концернов Volkswagen, Daimler, BMW, Opel и Ford, а также руководители девяти федеральных земель. По результатам обсуждений автомобилестроители обязались произвести быстрое обновление программного обеспечения для более 5 млн. дизельных легковых автомобилей в Германии. Тем самым снизить уровень вредных выбросов в атмосферу. Речь, прежде всего, идет о новых дизельных авто, отвечающих требованиям экологического стандарта Евро 6 и менее строгого Евро 5. Переоснащенные автомобили должны выбрасывать на 25-30 % меньше окислов азота. Автовладельцы никаких расходов не понесут.

дизель

Автомобильный завод Volkswagen в Дрездене

Кроме того, некоторые автоконцерны обещают стимулы для клиентов обменять старые дизельные авто на новые или на электромобили. Экологи критикуют, что этих мер недостаточно. Однако все будет зависеть от того, в каком объеме пройдет переоснащение и сколько старых авто исчезнет с немецких дорог.

На дизельном форуме также принято решение о создании фонда «Устойчивая мобильность для города» с целью достижения экологически чистого, объединенного цифровыми сетями и по возможности «беспробочного» движения транспорта в городах. Федеральные власти выделяют на это 250 млн. евро, столько же должны внести автопроизводители.

Будущее дизеля… в Украине. Пока европейцы будут пересаживаться на электрокары, украинцы массово перейдут на дизельные авто. Логично, что многие из старых машин, запрещеных в Германии, через какое-то время появятся у нас на дорогах. Это одна сторона – внутренний рынок. Другая – обязательства Украины в рамках Соглашения с ЕС. Автомобильный транспорт – наиболее распространенный в экономических отношениях с Европой. Украина демонстрирует быстрый рост в сфере международных грузовых и пассажирских перевозок. Почти 10 млн. тонн импорта и экспорта перевозятся именно автомобилями. В тоже время мы отстаем в выполнении обязательств в сфере транспорта. Об этом в ходе международной конференции “Украина – ЕС: интеграция в меняющемся мире” заявила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Развитие дорог плачевное, средняя скорость – в 2-3 раза меньше, чем в западных странах. Протяженность автомагистралей в Украине всего 200 км.
Если к этому списку добавить еще и старые дизеля…

Поэтому предпринимателям, делающим ставку на сотрудничество с Европой,  долгосрочное сотрудничество, стоит уже сейчас задумываться не только о цене и качестве своей продукции, но и на чем ее доставлять в страны ЕС.

«Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю редакції і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.»

Наталия Агаркова

Андрей Меняйло