Настоящий европейский фестиваль по-украински: Atlas Weekend 2017 от начала и до конца

Atlas Weekend
Фото: Atlas Weekend

В Киеве с 28.06 по 02.07 вовсю отгремел самый масштабный музыкальный фестиваль Украины Atlas Weekend 2017. 5 дней, 200 артистов, среди которых мощнейшие хедлайнереры, отменный звук, ещё целая куча интересностей и высокий уровень организации – этот ивент поднял планку фестивальной культуры в стране чертовски высоко.

28.06

Приехав в столицу, я сразу же отправился на ВДНХ, чтобы получить аккредитацию, успеть пройти без очереди, спокойно поставить палатку в кемпинге и прогуляться по внушительной фестивальной территории. И Атлас начал радовать уже со старта: никаких очередей, без проблем – отменно. И это при том что вход на первый день AW организаторы решили сделать абсолютно свободным в честь Дня Конституции Украины. Только на следующее утро выяснилось, что поглазеть на мега-шоу от Верки Сердючки пришли больше 100 000 человек! Но обо всём по порядку.

В палаточном городке меня уже ждал мой давний друг Паша, с которым мы, поставив палатки и приговорив малолитражную бутылочку вина, принялись обсуждать наши главные цели (того, кого хотим послушать) и размышлять над тем, учли ли организаторы ошибки прошлого года. Тогда посетителей с абонементами в кемпинг, стюарды встречали на главном входе и отправляли людей в обход всей фестивальной территории на другой «дальний» (две станции метро) вход. Сейчас же эту проблему решили ещё до начала всего движа, заранее всех предупредив. Второй (огромный) косяк заключался в том, что лайн-апы на прошлогоднем Атласе катастрофически смещались во времени, что принесло много неудобств слушателям. Паша, например, из-за этого не смог послушать Сплин, которые вышли на 3 часа позже заявленного времени. А ему в этом время пришлось уже быть на вокзале, ведь билеты на поезд были куплены заранее. Но как только мы пошли по направлениям к сценам, практически сразу стало ясно, что и эту проблему организаторы Атласа решили чётко.

Все выступления начинались ровно по анонсированному таймингу, поэтому люди без проблем могли планировать себе собственные расписания походов концерты тех или иных исполнителей.  Кстати, для этих целей Атлас даже сделал специальное приложение для смартфонов (но всё равно лучше старых добрых программок ничего быть не может). Показательным моментом в этом плане стало выступление Kasabian: их сет должен был начаться в 22:10 и банда из Лестера вышла на сцену в 22:11! Ребята, это высочайший пилотаж.

Но пока что все в ожидании Верки Сердючки и прочей дичи. Идём по фестивальной территории ВДНХ – парк превратился в бесконечное море фудкортов, разнообразнейших развлекательных локаций и, конечно, сцен. В этом году их сразу 8! Расстояние между ними не маленькие, но лайн-апы выстроены так, чтобы можно было успеть спокойно дойти от одной сцены до другой между выступлениями нужных артистов.

Atlas Weekend 2017

Так вот идём и сразу натыкаемся на индейскую фотозону Comanche. Лучше и быть не может!

Народу уже очень много. Отправляемся на главную сцену, где рубят Green Grey, переживающие вторую, а то и третью молодость (наверное, благодаря участию в нацотборе к Евровидению 2017). «Подождём под дождём» качает, «Эмигранта» знают все, но Мурик местами уже вокально не дотягивает. Зато он разговаривает с людьми на английском языке – ор.

Затем иду послушать Leo Mantis. Его песни на украинском языке по духу и стилю исполнения очень смахивают на ОЕ, а вот этнические темы, родные – уже намного более интересны и колоритны.

Сашка приходит. Что может быть лучше, чем просто сидеть в тенёчке вдали от сцены, попивать прохладное пиво и слушать Бабкина?

Сергей начинает без раскачки, с серьёзных, даже хмурых песен – «Возьми меня с собой», «Господи» и «Злива». Затем всё ушло в привычное бабкиновское душевно-атмосферное русло.

«Было б потемнее, было б посвежее. Но ничего, солнышко – это тоже хорошо», – выдаёт Бабкин мудрость дня. Ведь действительно, первые два дня солнце пекло неумолимо.

Под конец он играет «Гули гуси голуби», «Ты всё, что у меня есть» и «Забери». Отличное настроение.

После сета Бабкина идём на Скрябина. Как раз поёт Галич. «Спи собі сама» звучит если не отвратительно, то, как минимум не так. Без той нужной энергии, подачи и души.

Перемещаемся на Main Stage к Воплям Відоплясова. Впервые слышу Олега Скрипку и Ко живьем, но «старики» раздают жару. Под них плясали даже ведущие М1.

Ждём легендарную «Весну» и вскоре дожидаемся. Впрочем, в этот вечер ВВ отыграли, наверное, все свои хиты, чем очень порадовали собравшуюся многотысячную публику.

Затем Сашка тащит меня North Stage – она же хип-хоп, чтобы послушать Антоху МС. Оказалось, вся лайн-ап этой сцены сегодня полностью составлен из артистов «Мастерской» Ивана Дорна, который переживал по поводу того, как они справятся с выступлением на таком масштабном фесте и сколько людей соберут. Но все прошло хорошо, народу было много, на Антохе так точно. Первое впечатление по Антохе – безголосый, с хреновенькой читкой. Но, тем не менее понятно, что он пытается делать и почему нравится людям. Хотя кто знает, может, я не шарю. Антоха свой дворовой простой парень. «Меня зовут Антон. Я играю на трубе и танцую помаленьку», – говорит он. Под конец сета к нему на сцену выбежал Дорн, на лайв которого я планировал попасть, но который в итоге отменили из-за интервью Вани Дудю. Зато Ваня поддержал молодого исполнителя, замутив с Антохой МС неплохой фит.

Далее возвращусь на главную сцену, где собралась внушительнейшая толпа, куражащаяся под Верку Сердючку. Под неё отплясывали все подряд. Что-что, а в том, как сделать шоу Данилко знает толк. Я послушал «Розовый свитер» и пошёл на соседнюю сцену, где как раз начал своё выступление Лесь Подеревянский. Наконец-то увидел его живьём. Он либо очень нравится вам, либо вы его презираете и не понимаете, как можно слушать такое говно. Но шарящего народу на нём собралось немало. Лесь читал отрывки из романа, а затем его позвали на бис, где и прозвучала шикарная пьеса «Диана». Это было очень круто.

Начало первого ночи. Жду старта концерта Кати Чили – кто бы мог подумать. Но она реинкарнировала свою карьеру благодаря «Голосу» и оказалось, что она просто невероятная исполнительница.

Катя начинает свой перформанс с семиминутного вращения по кругу, вводя себя и всех собравшихся в транс. Затем она подымается на второй этаж здания Art Stage к остальным участникам группы.

Чистейший, глубочайший, шаманский голос, единящий тебя с природой и космосом. Я лежу под светом звёзд и кронами деревьев, окутанных ночной темнотой и прохладой, и слушаю Катю Чили. Потрясающее ощущение. С уверенностью могу заявить, что первый день Атласа удался на славу. Да и ночи уже задан отличный тон, под такую музыку только и хотелось, что закрыть глаза и постепенно погрузиться в блаженный сон. Тем более, что все композиции Чили были объединены одной нитью – украинских народных колыбельных, которыми раньше мамы и бабушки убаюкивали детей.

«Могу сказать, что ещё прошлый Атлас уже был круче, например, нежели легендарный венгерский Sziget, на котором довелось побывать. Конечно, были свои недочёты, но в этом году организаторы очень постарались, чтобы их исправить и это радует. Пока что мне здесь всё нравится, первый день прошло просто отлично», – говорит фестивальщик со стажем Паша.

Мы пьем спирт и в прекрасном настроении расходимся по палаткам, ведь это только начало фестиваля.

29.06

Второй день я бы назвал самым ожидаемым в этом году на Атласе, ведь его хедлайнерами стали Nothing But Thieves, Alex Clare, Three Days Grace и Kasabian! Моя главная цель – те самые чуваки из Лестера.

Но до них был ещё много времени. The Erised – ни о чём. Да, эти ребята сейчас ездят по Европе, звучат хорошо и все такое. Но вокал очень сильно слизан с Рианны, а выступление трио на огромной Main Stage выглядело скупо. Им не удалось заполнить пространство. 

Христина Соловій была скучной вживую. Может, для того, чтобы погрузиться в её музыку нужно особое настроение. А вот Jinjer оказались весьма и весьма круты, хотя я и далёк от восприятия «такого» жанра музыки, эта команда не зря заняла свою нишу за границей, подписав контракт с культовым «Napalm Records». Дикий угарный слэм, поднявший могучий столп пыли – всё как и должно быть на подобном лайве. Jinjer раздавали отменно.

Открытием дня стал The Maneken, которого до этого почему-то не приходилось слышать, а тут решил заценить его живьём и не прогадал. Евгений Филатов уже давно доказал свою мощь как саунд-продюсер, но и как музыкант он очень хорош. Его музыка звучит очень качественно, на западный манер. Это фанк и электро-поп.

Сразу после него выступала Onuka и за считанные минуты на West Stage собралось море народу. Круто, что англоязычная специфическая музыка хорошо заходит нашим людям. Наверное, это связано с тем, что Ната успешно смогла объединить качающую электронику и украинские этнические мотивы. Onuka отменно прокачала толпу во время исполнения темы «Vidlik».

А спустя час на сцене появились британцы Nothing But Thieves.

Atlas Weekend 2017

Группа уже успела полюбить Украину, выступив в прошлом году на U-Park, а затем сняв два клипа в Киеве (второй только предстоит зарелизить). Их гиг был на уровне и запомнился фитом фронтмена Конора Мейсона с Юлий Саниной, которые вместе спели «Trip Switch».

А затем пришлось бежать на Main Stage, где уже через несколько минут должны были выйти Kasabian – те, ради кого я по большому счёту ехал на фест. В 2012-ом году не удалось попасть на «Олимпийский», когда англичане играли вместе с «Перцами», но сейчас такую возможность упустить было нельзя. Как мы уже отметили, Мейган, Пиццорно и братия появились на сцене в 22:11. Они начали с «Ill Ray (The King)» и её мощнейший припев сражу разорвал толпу в клочья. Не знаю точно сколько людей было, но кажется, что тысяч под 70, ведь вся поляна перед главной сценой была забита в мясо.

После движовых «bumblebeee» и «eez-eh» c Duft Punk-овским «Around The World» outro, группа принялась исполнять старые добрые хитяры-боевики «Underdog», «Club Foot», «Shoot The Runner», «Empire» вперемешку с темами с их свежего альбома «For Crying Out Loud».

Было видно, что концерт нравится не только многотысячной украинской публике, но и самой группе. Обычно, Том за вечер со сцены кидает парочку дежурных «You are fucking amazing», но в Киеве эта фраза звучала чуть ли не после каждого трека. Наверное, публика была ошарашена энергией Kasabian, а Kasabian – энергией нашей благодарной публикой. Это показатель, черт возьми.

Также очень классным моментом гига стало то, что банда со сцены поздравила своего старину-техника с днём рождения – все хором пели «Happy Birthday», а затем он плясал на сцене во время исполнения угарной «Lost Souls Forever», после которой группа покинула сцену.

Народ еще несколько минут напевал «ооооооооо», тем самым показывая, что так просто группу в Киеве никто не отпустит. И фаны получили добавки в виде «Comeback Kid» и «Vlad the Impaler». В конце Kasabian добили всех «Fire». Как и положено, зажглись фаера, народ прокачался по максимуму, столбы пыли поднялись на несколько метров ввысь. Бешеный концерт, после которого ты просто не находишь другого слова, кроме как «ахуенно!», чтобы описать происшедшее.

После Kasabian мы прошли сцену, где играли Three Days Grace (не наша музыка), послушали одну песню и пошли в кемп отмечать отличное выступление Kasabian. В палаточном городке, общаясь с другими фестивальщиками, наши мнения по поводу того, кто круче Kasabian или Three Days Grace разошлись, но на то он и фестиваль – кто хотел послушать и потусить с Kasabian – пожалуйста, как только они закончили, по соседству начали свой гиг Three Days Grace. Этот же замечательно, у всех есть выбор кого и где слушать! Мы с Пашей, например, отдали предпочтение тому, чтобы пойти смотреть «Фореста Гампа» и «Не грози южному централу» в кинотеатр под открытым небом на Art Stage.

30.07

Последний день жаркого июня ознаменовался выступлением на Atlas Weekend 2017 Brainstorm, Therr Maitz, Нино Катамадзе, Джон Ньюмена и легендарные The Prodigy. И в этот день количество людей в футболках с изображением муравьёв просто зашкаливало.

День начался с Music Hub Conference – это отличнейшая и полезнейшая инициатива, также проходящая в рамках Atlas Weekend, ведь там можно было пообщаться на актуальные музыкальные темы с людьми, которые знают всю кухню украинской музыкальной индустрии изнутри и знают своё дело. Например, удалось посетить лекции Дениса Козловского (pr-менеджера Джамалы), Игоря Тарнопольского (продюсера Джамалы), Милоша Елича (продюсера, музыканта группы Океан Ельзи) и других интересных спикеров.

Игорь Тарнопольский (продюсер Джамалы)

Кроме того, Hub проходил в десятом павильоне ВДНХ, где в перерывах на большом купольном экране крутили клипы – выставка дополненной реальности – огненная вещь.

Затем я отправился на South Stage, чтобы узнать кто такая Алина Орлова, а затем отправился на главную – где как раз начинался концерт Джона Ньюмена. У 27-го летнего британского певца в прошлом году повторно диагностировали рак, но это не мешало ему отчаянно зажигать на сцене Atlas Weekend. Даже невзирая на набранный лишний вес, музыкант, отплясывав вовсю. К тому же, это был первый его приезд в Украину.

«Спасибо большое? Киев. Отличный день, отличная публика. Вы все в ожидании The Prodigy! Не переживайте, они появятся на сцене сразу после меня», – подшучивал Джон.

Отыграв час своего сета, весь бенд ушел со сцены, но народ так и не дождался главного хита – «Love Me Again», поэтому несколько минут звал Ньюмена на бис. Он, естественно, вышел, всё прекрасно понимая. Вышел, покуривая сигаретку и хихикая. Джон потянул интригу еще ровно две песни и только в самом конце раздались ноты его флагманской песни. Отменное исполнение. Вот таким должен быть качественный поп. Нашим есть чему поучиться в этом нелёгком деле. В конце трека Джон даже начал крушить ударку, что добавило эпичности моменту. Красавец, одним словом.

До The Prodigy было еще больше часа, поэтому я погнал послушать латвийцев Brainstorm. На них прибыл и десант из Риги – четыре ярые фанатки группы Лиза, Карина, Вероника и Виолина.

Atlas Weekend 2017

Пообщавшись немного с ними, выяснилось, что гостьям фестиваль в целом очень нравится. Они пожаловались только на «систему браслетов».  Их должны были сканировать на входе и с этим организаторы немного недоработали. В первый день был сумбур – ладно, но затем началась катавасия, мол, на территорию феста по браслету можно зайти 3 раза и выйти 3 раза – не больше (та же штука началась отдельно и в палаточном городке, но очень быстро проявила свою утопичность и погасла). Но здесь не сработала функция контроля. Точнее, электронная система считывания чипов на браслетах работала из рук вон плохо. На следующий день AW вроде бы как отказался от этой затеи с тремя входами и выходами, но неразбериха с браслетами продолжилась. На сей раз у многих случались проблемы с системой оплаты. Дело в том, что после первого дня на фестивале начала действовать оплата браслетами. То есть, вы должны были с помощью волонтеров пополнить на нужную сумму свой браслет, а затем при его помощи рассчитываться на фудкортах. Но многие об этом не знали и имели с собой просто банковскую карточку.

Идея в целом хорошая, ведь так можно экономить время продавцов и людей, которые ждут сдачу, избежать очередей в торговых палатках, а также можно проконтролировать поток всех средств, потраченных посетителями на фестивале (это очень удобно для организаторов, чтобы точки не приуменьшали свою прибыль). Мне это всё было неважно, так как я знал куда еду, и что лучше иметь немного налички. Поэтому я стол, слушал Brainstorm и не парился. Очень понравилась песня на «На Заре» (старый трек группы Альянс, который они затем перезаписали с Brainstorm и Евгением Гришковцем).

А затем пришло время вернуться на главную сцену, где примерно еще 75 тысяч людей собралось, чтобы прокачаться как следует под The Prodigy. Даже не являясь их большим фанатом, тяжело было устоять на месте.

«All my Prodigy people hare?», – постоянно спрашивали Кит Флинт и Максим Реалити, на что толпа реагировала неистовыми выкриками и шумом.

Это был бешеный угар и отрыв. Совсем другая энергия и посыл, нежели чем на Kasabian. Более злая и ярая. Народ бушевал вовсю, кидаясь в дикий пляс и слэмы. Британцам удалось вернуть всех снова в девяностые и раздать по полной. «Smack My Bitch Up», «Firestarter», «Nasty», «Invaders Must Die» и, конечно, «Voodoo People». Было всё лучше и всё это рвало толпу на части. Людей было, наверное, ещё больше чем во второй день, но меньше, чем в первый бесплатный – на Сердючке). Атласу удалось невероятное, а именно объединить Prodigy с Веркой в лайн-ап одного фестиваля.

01.07

В четвертый день фестиваля главным открытием для меня стали Dakh Daughters. Это что-то потрясающее. Театр, смешанный с музыкой и этно-мотивами. Причём музыкальная составляющая была очень мощной. Не зря же “Дочери” с успехом гастролируют по Франции и другим странам. Каждая из них владеет несколькими инструментами и поет. Использование виолончели вместо баса, трембит, и урезанной версии ударной установки сделал своё дело. Таким ритмы, такой перформанс – что просто вау. Это фрик кабаре, как они называют свой стиль, прокачало меня больше, нежели именитые рок-группы. Огонь.

До этого на главной сцене выступал Pianoбой, но его лайв услышать не удалось, так как до этого начался дождь, и я побежал в кемпинг, переживая, что мою палатку затопило. Она действительно протекла, но меньше, чем я ожидал. Вещи и спальник, упакованные заранее в пакеты, практически остались сухими. Я укрпеил «крышу» палатки несколькими спальниками, разорванными на части, протёр все внутри и вышло норм.

Затем я снова отправился обратно на фест, чтобы послушать Дельфина и Стрыкало. Когда начал играть первый я подумал – вот прикол, как Делифин прикольно переформатировался в инструментал, а чуть позже узнал, что группа вышла на сцену без фронтмена, которого не пустили в Украину из-за незаконного посещения аннексированного Крыма. Дельфин принял этот вызов достойно, написав в соц. сетях, что мол да, так и было и поэтому не доехал. А его ударник и гитарист без проблем прибыли в Киев и вышли на сцену, чтобы отыграть укороченный гиг. На экране, кстати, крутили текст, как в караоке, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие вокалиста. Но музыка была очень классной.

После этого я отправился на East Stage, где как раз уже играл Валентин Стрыкало. Очень хотел успеть и снова послушать вживую «Так гріє», и как только я подошёл, Валик сразу же завел эту тему. Прекрасно, ведь песня действительно мощная и непохожая на ранние стёбные песни Стрыкало.

После него все отправились на Royksopp, которые были заявлены как главные хедланйеры дня. Этот электронный дует из Норвегии совсем не тот уровень, что Kasabian и The Prodigy.Людей возле сцены уже было в разы меньше, чем во время выступлений вышеупомянутых групп. Под Royksopp особо не поврываешься. Это спокойная электронщина, местами граничащая с попом. Поэтому, послушав несколько их тем, я решил пошел в палатку, чтобы выспаться перед завершающим днём фестивального марафона.

02.07

В пятый день из всего лайн-апа (который, кстати, по своей силе явно уступал предыдущим дням. И, может, поэтому организаторы решили сделать бесплатным вход для тех, у кого был однодневный билет до этого, чтобы как привлечь народ) для себя я выделил Sinoptik, которых знаю уже давно и Stoned Jesus, которые выступали следом на East Stage. Их вживую я ещё не слышал и упускать такую возможность было грешно, так как банда Игоря Сидоренко не так часто сейчас играет в Украине. К примеру, совсем скоро группа снова отправится в турне по Южной Америке. За границей Stoned Jesus намного популярней, подтверждением чему служат постоянные солдауты. Тут же, дома, в Киеве на Атласе группу пришло послушать не так много людей, но зато все знали на кого они пришли. Было даже несколько трушных фенов, которые взяли пластинки группы, чтобы получить подписи от фронтмена. Короче, вживую Джизусы – огонь. Совсем рядом на главной сцене играли O.Torvald, но с ними и так все ясно. А на Стоунах три девочки, стоявшие в первом ряду, решили устроить свой микро-слэм. Неповторимое зрелище.

Дальше все-таки заскочил на конец гига O.Torvald и застал «Сочи», «Примат» и «Наші люди всюди». Группа сменила концовку своей мощной прошлогодней программы с дабстепаутро на лирику. Галич пел «наші люди всюди» под акустику и проигрыш благодарил организаторов фестиваля, секьюрити и так дальше.

Далее в программе был Noize MC. Он, как всегда был хорош, говоря со сцены правильные вещи. И публика была хороша, постоянно поддерживая артиста. Очень приятно было видеть, как людям по-настоящему заходили не только «Назови меня попсой», но и такие серьёзные вещи, как «Вселенная бесконечна» и «Иордан». Это многого стоит.

Такое фото сделала моя камера сама во время концерта Нойза

После Нойза, который, по сути, закончил мою программу прослушиваний на фесте, я пошёл в кемпинг, попутно попав на Монатика, который был хедланйером последнего дня на главной сцене. Народу было немало, но его «Кружит» и все подобное – это да, конечно, качественно и хорошо, но все же не то. Хотя англоязычная версия «Кружит», которую Дима исполнил на Евровидении 2017 была очень даже хороша и выполнена по всем канонам западной поп-культуры. В общем, я дошел до палатки и с чувством выполненного долга укутался в спальник и уснул, чтобы завтра попрощаться с Атласом до следующего года. Кстати, организаторы в пятый день анонсировали фестиваль 2018, который состоится 4-8 июля всё там же. И даже начали продавать абонементы на все дни, стартовая цена на которые составляет ровно 1000 грн. Своим нынешним масштабом Atlas Weekend 2017 переплюнул все украинские фестивали и поэтому чертовски интересно, какого размаха ждать от него следующим летом, так как планка поднята и так очень и очень высоко. “Было бы круто, привезти Джека Уайта, к примеру, но это практически анриал» – подумал я.

Виталий Очерет, фото автора

Про Vitaliy Ocheret 320 Статті
Редактор рубрик "Культура","Спорт", "Світ" та засновник музичного блогу "Red Indian on Black Motorcycle".